Комментарий специалиста ФНПР, посвященный привлечению иностранных пилотов в гражданскую авиацию России

В настоящее время готовится постановление Правительства Российской Федерации «О допуске иностранных граждан для замещения должности командира гражданского воздушного судна». В соответствии с ним, предлагается в течение ближайших 5 лет привлекать по 200 человек ежегодно иностранных пилотов в качестве командиров гражданского воздушного судна при условии наличия допуска и соответствия определенным условиям.

Комментарий секретаря ФНПР, руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Олега Соколова:

В апреле текущего года по инициативе Правительства РФ был принят законопроект, который позволяет привлекать в качестве командиров воздушных судов гражданской авиации пилотов иностранных государств. Появление данного законопроекта  было пролоббировано крупными российскими авиакомпаниями, которые ссылались на нехватку российских пилотов и быстрый рост  числа авиаперевозок.  Этот закон под давлением крупных авиаперевозчиков был принят, хотя профсоюзы изначально возражали против этого законопроекта.

В соответствии с ним иностранные граждане могут работать в качестве командиров гражданских судов. В настоящее время готовится постановление Правительства Российской Федерации в целях реализации данного законопроекта.

ФНПР считает, что законопроект направлен только на снижение издержек авиационных компаний. Российские пилоты получают достаточно высокую заработную плату. Она, конечно, ниже, чем у многих западных компаний, но выше, чем у пилотов стран СНГ. В то же время данная зарплата определяется большим налетом часов и высокой интенсификацией труда.

Однако вместо вложений в подготовку отечественных пилотов авиационные компании пошли более легким путем, привлекая иностранных пилотов. В этом есть достаточно серьезная угроза для безопасности полетов, так как на существующую зарплату российского летчика из стран Запада с запада может пойти далеко не лучший персонал, а качество подготовки летного персонала стран СНГ уступает качеству российского. Поэтому ФНПР настаивала на ограничении периода привлечения иностранных пилотов до 1 года. Но, к сожалению, добиться этого пока не удалось.  На ближайшем заседании РТК будет рассматриваться постановление Правительства в развитии этого законодательства.

Позиция профсоюзов остается прежней. ФНПР считает, что иностранные пилоты могут быть приняты только на короткий срок в качестве исключения. Кроме того, необходимо разработать программу по подготовке и переподготовке командиров воздушных судов гражданской авиации отечественных пилотов, а средства авиакомпаний   должны вкладываться в развитие такой учебной базы. В конечном счете, по мнению ФНПР,  приоритет  должен оставаться за созданием рабочих мест для российских граждан, в том числе и в такой высокотехнологичной сфере как воздушные перевозки.

 

Департамент общественных связей ФНПР